X

Вход

Описание:
Описание-справка

Версия портала для слабовидящих включает в себя: возможность изменения размеров шрифта, выбора цветовой схемы, а также содержит функцию «включить / выключить» изображения.

Посетитель портала может настраивать данные параметры после перехода к версии для слабовидящих.

Используя настройку «Размер шрифта», можно выбрать один из трех предлагаемых размеров шрифта.
При помощи настройки «Цветовая схема» пользователь может установить наиболее удобную для него цветовую схему портала (бело-черная, черно-белая и фиолетово-желтая).

Нажав кнопку «Выкл.» / «Вкл.» можно включить или выключить показ изображений, размещенных на портале. При выключении функции «Изображения», на месте изображений появится альтернативный тест.

Все настройки пользователя автоматически сохраняются в cookie браузера и используются для отображения страниц при каждом визите на сайт, при условии, что посетитель портала не выходил из текущей версии.

По умолчанию выбираются следующие параметры: размер шрифта – 22px, бело-черная цветовая схема и включенные изображения.

Для того чтобы вернуться к обычной версии, необходимо нажать на иконку.

Увеличить размер текста можно воспользовавшись другими способами: 

Включение Экранной лупы Windows: 

1. Через меню Пуск:

Пуск → Все программы → Стандартные → Специальные возможности → Экранная лупа.

2. Через Панель управления:

Панель управления → Специальные возможности → Центр специальных возможностей → Включить экранную лупу.

3. С помощью сочетания клавиш «Windows и ”+”».

Использование сочетания клавиш:

1. В браузерах Internet Explorer, Mozilla Firefox, Google Chrom, Opera используйте сочетание клавиш Ctrl + "+" (увеличить), Ctrl + "-" (уменьшить).

2. В браузере Safari используйте сочетание клавиш Cmd + "+" (увеличить), Cmd + "-" (уменьшить).

Настройка высокой контрастности на компьютере возможна двумя способами:

1. Через Панель управления:

Пуск → Все программы → Стандартные → Центр специальных возможностей → и выбираете из всех имеющихся возможностей «Настройка высокой контрастности».

2. Использование «горячих клавиш»: 

Shift (слева) + Alt (слева) + Print Screen, одновременно.

 

 Шрифт: A A A  Изображения:выкл. вкл.  Цвет сайта:Ц Ц Ц  Обычная версия сайта:Обычная версия сайта

Взаимодействие с муниципалитетами области

C O V I D - 1 9     |     меры поддержки граждан и экономики
Губернатор
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Владислав Шапша
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ
ИНИЦИАТИВЫ
ПРЕЗИДЕНТА РФ
И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ


План преодоления
последствий эпидемии
коронавируса в РФ
Государственные услуги
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУСЛУГИ
ПРОЩЕ, ЧЕМ КАЖЕТСЯ зарегистрируйтесь на gosuslugi.ru
и получайте госуслуги без очередей и сложностей
ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ОПРОС НАСЕЛЕНИЯ
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РУКОВОДИТЕЛЕЙ МО ОБЛАСТИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ
КОРРУПЦИИ

Контрольная
и надзорная деятельность

РЕФОРМА
Стратегия
СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«Человек - центр инвестиций»
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ
ПОРТАЛ

КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Мой бизнес
Малое и среднее предпринимательство
Дорожный фонд
КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Безопасные и качественные автомобильные дороги
безопасность
дорожного
движения

В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
оценка
регулирующего
воздействия

ПРОЕКТОВ НПА
туристско-
информационный
центр

КАЛУЖСКИЙ КРАЙ
Приоритетный проект
Формирование комфортной городской среды
Интернет-приемная


Правовые основы статуса органов внешнего муниципального финансового контроля

Обязанность или право наделения контрольно-счетного органа правами юридического лица

Согласно нормам ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее- Федеральный закон № 131-Ф3) органы местного самоуправления, которые в соответствии с данным Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями. Они образуются исключительно для осуществления управленческих функций и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Следует отметить, что, приобретая статус юридического лица, органы местного самоуправления стано­вятся самостоятельными субъектами отношений, регулируемых гражданским зако­нодательством, но участвуют в них как казенные учреждения, а не как органы публич­ной власти.

В соответствии с ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный за­кон № 6-ФЗ) контрольно-счетный орган муниципального образования согласно уставу муниципального образования и (или) нормативному правовому акту пред­ставительного органа муниципального образования может обладать правами юри­дического лица.

Необходимо учитывать, что органы местного самоуправления, в т. ч. контроль­но-счетные органы муниципальных образований, наделяются статусом юридиче­ского лица для осуществления собственной финансово-хозяйственной деятель­ности, участия в гражданском обороте от своего имени для удовлетворения ис­ключительно собственных материально-технических, организационных и иных потребностей. Статус юридического лица позволяет органам местного самоуправ­ления иметь в своем ведении обособленное муниципальное имущество, которое закрепляется за ними на праве оперативного управления и необходимо для обес­печения собственной деятельности данных органов. В связи с этим гражданско-правовой статус нужен органам местного самоуправления для повышения эффек­тивности их управленческих функций в целях осуществления полномочий по ре­шению вопросов местного значения, а также для обеспечения их организационной и финансовой самостоятельности.

Во всех остальных случаях органы местного самоуправления действуют как органы публичной власти для реализации публично-властных полномочий, а так­же участия в гражданском обороте от имени и в интересах муниципального об­разования, являющегося самостоятельным участником гражданских отношений. Наличие или отсутствие статуса юридического лица у органов местного самоуправ­ления прямо не влияет на структуру органов местного самоуправления в муни­ципальном образовании, на объем и порядок реализации этими органами пу­бличных полномочий и возможность участия их в гражданских правоотношени­ях от имени и в интересах муниципальных образований, а также на подчиненность и подотчетность органов местного самоуправления и их структурных подраз­делений.

Таким образом, на сегодняшний день наделение контрольно-счетного органа муниципального образования правами юридического лица не является обязательным. Такая возможность может быть предусмотрена уставом соответствующего муници­пального образования. В то же время нельзя не отметить, что без наделения контрольно-счетного органа муниципального образования таким статусом на практике будет достаточно сложно обеспечить его полную самостоятельность, а также организаци­онную и функциональную независимость.

Согласно нормам Федерального закона № 131-ФЗ (ч. 3 ст. 41) в качестве юри­дических лиц могут регистрироваться структурные подразделения только одного органа местного самоуправления - местной администрации. Положения Феде­рального закона № 131-Ф3 не предусматривают возможность наделения статусом юридического лица структурных подразделений иных органов местного самоуправ­ления. В связи с этим контрольные органы, созданные в структуре представитель­ных органов муниципальных образований, не могут наделяться статусом юриди­ческого лица.

Несогласованность законодательства в вопросах внешнего муниципального финансового контроля

В соответствии с Федеральным законом № 6-ФЗ (ч. 2 ст. 2) правовое регулирова­ние организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных об­разований основывается также на нормах Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ). В то же время в разных статьях БК РФ используется различная терминология относи­тельно наименования органов муниципального финансового контроля и порядка их создания, что обусловливает появление проблем по их системному и единообразно­му применению на практике в муниципальных образованиях. Так, в настоящее время нормы БКРФ (ст. 153, 157, 184.2, 264.4, 265, 270) устанавливают понятия "органы, осу­ществляющие контроль за исполнением соответствующих бюджетов", "органы муни­ципального финансового контроля","собственные контрольные органы представи­тельных органов муниципальных образований","контрольные органы муниципальных образований". При этом в нормах БК РФ не раскрывается содержание данных понятий. С другой стороны, в нормах БК РФ не применяются понятия "контрольно-счетный орган субъекта РФ" и "контрольно-счетный орган муниципального образования". Со­гласно ч. 1 ст. 157 БК РФ органы муниципального финансового контроля, созданные представительными органами муниципальных образований, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законо­дательства Российской Федерации.

Контрольно-счетные органы также осуществляют полномочия в сфере муници­пального финансового контроля, поэтому они могут относиться к органам муници­пального финансового контроля, о которых идет речь в нормах БК РФ. Вместе с тем положения ст. 3 Федерального закона № 6-ФЗ предусматривают, что постоянно дей­ствующими органами внешнего государственного финансового контроля и внешне­го муниципального финансового контроля, образуемыми соответственно законода­тельными (представительными) органами государственной власти и представитель­ными органами муниципальных образований, являются контрольно-счетные органы субъектов РФ и контрольно-счетные органы муниципальных образований. При этом нормы Федерального закона № 6-ФЗ не предусматривают иного наименования ука­занных органов внешнего государственного и муниципального финансового контро­ля. В то же время отсутствие четкого и единого понятия "органы муниципального финансового контроля"в БК РФ создает правовую неопределенность по ряду вопро­сов, касающихся порядка организации и осуществления внешнего финансового кон­троля в муниципальных образованиях.

Пример. Такая неопределенность позволяет трактовать нормы ст. 264.4 БК РФ таким образом, что внешнюю проверку годового отчета об исполнении местного бюджета может осуществлять не только контрольно-счетный орган муниципального образования как орган местного самоуправления, но и контрольный орган, сформированный в структуре представитель­ного органа муниципального образования.

Нормы ст. 264.4 БК РФ предусматривают возможность проведения внешней про­верки годового отчета об исполнении местного бюджета органом муниципального финансового контроля, сформированным не только представительным органом муниципального образования, но и на муниципальных выборах. В то же время со­гласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 6-ФЗ контрольно-счетный орган муници­пального образования может образовываться только представительным органом муниципального образования.

Необходимо также учитывать, что в отличие от БК РФ нормы Федерального за­кона № 6-ФЗ (п. 5 ч. 2 ст. 9) прямо предусматривают, что контрольно-счетные органы муниципальных образований также осуществляют контроль за соблюдением уста­новленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в му­ниципальной собственности. В связи с этим полагаем, что отдельные нормы БК РФ, определяющие порядок организации и осуществления муниципального контроля, статус органов внешнего финансового контроля, также нуждаются в согласовании с положениями Федерального закона № 6-ФЗ.

Следует отметить, что в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию от 29.06.2011 "О бюджетной политике в 2012-2014 годах" говорилось о необходимости завершить в 2011 г. разработку поправок и внести изменения в БК РФ по вопросам государственного и муниципального финансового контроля, а также применения мер ответственности за нарушения бюджетного законода­тельства Российской Федерации. Таким образом, указанные проблемы и недостат­ки в правовом регулировании порядка организации и деятельности контрольно- счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований, а также в целом вопросов государственного и муниципального финансового контроля в ближайшее время должны быть устранены путем внесения соответствующих изменений в нор­мы БК РФ.

Правовое положение председателя, аудиторов и аппарата контрольно-счетного органа

Нормы Федерального закона № 6-ФЗ (ч. 2 ст. 5) предусматривают, что контроль­но-счетный орган муниципального образования образуется в составе председателя и аппарата контрольно-счетного органа, т. е. данным Федеральным законом опре­делены лишь минимальные требования к составу указанного органа. При этом в состав аппарата контрольно-счетного органа входят также инспекторы и иные штатные работники. Уставом муниципального образования или нормативным правовым ак­том представительного органа муниципального образования в составе контрольно- счетного органа может быть предусмотрена одна должность заместителя председа­теля контрольно-счетного органа муниципального образования, а также должности аудиторов контрольно-счетного органа. Конкретная структура контрольно-счетно­го органа муниципального образования определяется в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа соответствующего муни­ципального образования.

Председатели, заместители председателя, аудиторы и инспекторы контрольно-счетных органов являются должностными лицами контрольно-счетных органов.

Следует отметить, что согласно нормам Федерального закона № 6-ФЗ (ч. 3 ст. 5) должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счет­ного органа муниципального образования могут быть отнесены к муниципальным должностям в соответствии с законом субъекта РФ или нормативным правовым ак­том представительного органа муниципального образования в соответствии с за­коном субъекта РФ. При этом необходимо также учитывать, что в соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Рос­сийской Федерации" (далее - Федеральный закон № 25-ФЗ) должности муниципаль­ной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым за­коном субъекта РФ.

Таким образом, в данном случае законом субъекта РФ может быть предусмотре­но, что должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно- счетного органа муниципального образования могут относиться только к муници­пальным должностям, или только к должностям муниципальной службы, или к тем и другим категориям должностей. В последнем случае вопрос о том, какие должности должны занимать данные лица, будет определяться нормативным правовым актом представительного органа конкретного муниципального образования, принимаемым в соответствии с законом субъекта РФ.

Согласно положениям Федерального закона № 25-ФЗ на муниципальных служа­щих, к числу которых могут быть отнесены указанные лица, распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Феде­ральным законом. Вместе с тем на председателя, заместителя председателя и ауди­торов контрольно-счетного органа муниципального образования, замещающих муниципальные должности, не будет распространяться действие Федерального за­кона № 25-ФЗ. В этом случае такие лица не будут являться муниципальными служа­щими и их статус будет идентичен статусу лиц, замечающих муниципальные долж­ности (депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления).

В то же время существует позиция, что в целях установления единообразных подходов в субъектах РФ относительно статуса указанных лиц категории их долж­ностей должны устанавливаться исключительно законом субъекта РФ. Поэтому Фе­деральным законом от 30.11.2011 № 361-Ф3 "О внесении изменений в отдельные за­конодательные акты Российской Федерации"в нормы Федерального закона № 131-Ф3 внесены изменения, согласно которым должности председателя, заместителя пред­седателя и аудитора контрольно-счетного органа могут быть отнесены к муниципаль­ным должностям только в соответствии с законом субъекта РФ. Это может вызвать определенную несогласованность с нормами Федерального закона № 6-ФЗ.

Срок полномочий председателя, заместителя председателя, аудиторов контрольно-счетного органа

В соответствии с нормами ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 6-ФЗ срок полно­мочий председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетно­го органа устанавливается соответственно законом субъекта РФ или муниципаль­ным нормативным правовым актом и не должен быть менее чем срок полномочий законодательного (представительного) органа. Нормы Федерального закона №6-ФЗ предусматривают требования только к минимальному сроку полномочий указанных лиц. Законодательство Российской Федерации не содержит каких-либо тре­бований или ограничений относительно максимального срока полномочий данных должностных лиц.

В тоже время необходимо учитывать, что срок полномочий других лиц, замеща­ющих муниципальную должность (депутата, члена выборного органа местного само­управления, выборного должностного лица местного самоуправления), имеет огра­ниченный срок действия. Он устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет (ч. 2 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ). Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гаранти­ях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Фе­дерации" (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ) срок, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, а также срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливается уставами муниципальных образо­ваний. При этом он не может составлять менее двух и более пяти лет. Срок полномо­чий членов избирательной комиссии с правом решающего голоса истекает одно­временно с прекращением полномочий комиссии, в состав которой они входят (ч. 5 ст. 29 Федерального закона № 67-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом от 11.01.1995 № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" полномочия председателя Счетной палаты РФ, заместителя председателя Счетной палаты РФ и аудиторов Счетной палаты РФ имеют ограничен­ный срок действия. Они назначаются на должность на срок шесть лет. Практически все субъекты РФ также устанавливают срок полномочий председателя и аудиторов контрольно-счетных органов соответствующих субъектов РФ. Полагаем, что при ре­шении вопроса о сроке полномочий председателя, заместителя председателя и ау­диторов контрольно-счетного органа целесообразно применять аналогичный подход. В связи с этим в муниципальных нормативных правовых актах в отношении предсе­дателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа муници­пального образования, назначаемых на муниципальные должности, целесообразно определять конкретный срок действия полномочий данных лиц.

Важно также отметить, что в целях определения срока полномочий указанных лиц следует различить понятия "срок полномочий представительного органа муни­ципального образования, установленный уставом муниципального образования", о котором идет речь в ч.4 ст. 5 Федерального закона № 6-ФЗ, и "срок полномочий представительного органа муниципального образования конкретного состава". В част­ности, фактическая продолжительность срока полномочий представительного ор­гана муниципального образования конкретного состава в зависимости от случаев, предусмотренных федеральным законодательством и уставами муниципальных об­разований (досрочное прекращение полномочий этого органа, перенесение сроков выборов данного органа, начало работы представительного органа муниципального образования нового созыва), может не совпасть со сроком полномочий представи­тельного органа муниципального образования, установленным уставом муниципаль­ного образования.

Положения устава муниципального образования, устанавливающие срок полно­мочий представительного органа соответствующего муниципального образования в указанных пределах, носят постоянный характер и должны применяться при опре­делении срока полномочий представительного органа данного муниципального об­разования любого состава (например, четыре года, пять лет и т. п.). Поэтому срок полномочий председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счет­ного органа не может быть менее общего срока полномочий представительного ор­гана соответствующего муниципального образования, указанного в уставе.

Нормы ч. 5 ст. 8 Федерального закона № 6-ФЗ предусматривают основания для досрочного освобождения от должности должностного лица контрольно-счетного органа муниципального образования, замещающего муниципальную должность. Вто же время положения этого же Федерального закона не устанавливают какого-либо основания для досрочного освобождения от должности председателя, заместителя председателя и аудиторов контрольно-счетного органа в связи с досрочным пре­кращением полномочий представительного органа муниципального образования.

Кроме того, в случае прекращения полномочий упомянутых лиц одновременно с досрочным прекращением срока полномочий представительного органа муници­пального образования соответствующего состава будет фактически приостановлена деятельность контрольно-счетного органа такого муниципального образования, что противоречит требованиям ч. 2,5 ст. 3 Федерального закона № 6-ФЗ.

В связи с изложенным полагаем, что срок полномочий указанных лиц не может быть связан с фактическим сроком полномочий, осуществляемых представительным органом муниципального образования конкретного состава депутатов.

Журнал "Практика муниципального управления"
№6  июнь 2012 г.

______________________________
Дата изменения: 01.08.2019 12:06